?

Log in

No account? Create an account
свеча

Православие (orthodoxy)

Dogmatics

Previous Entry Share Flag Next Entry
А.Мень: раскрытие и углубление истин веры
свеча
ruslanvolg
Наставник; чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они вторичны в сравнении с любовью к Богу и людям (Мф. 23,23-24; Мк. 12,28-31); верит в значение иерархического и канонического принципа в Церкви, видя в них свойство структуры деятельного организма, имеющего практическое призвание на земле (1 Кор. 11,27-30); знает, что богослужебные и канонические уставы менялись на протяжении веков и в будущем не смогут (и не должны) оставаться абсолютно неизменными (Ин. 3,8; 2 Кор. 3,6,17). Это же относится и к богословскому толкованию истин веры, которое имело долгую историю, фазы раскрытия и углубления (так Отцы Церкви и Соборы вводили в обиход новые понятия, которых нет в Писании).


  • 1
Святая Церковь учит, что на Соборах Православной Церкви, которые принимали Каноны, глаголет Дух Святой - это не какие-то законодательные нормы, которые можно совершенствовать по мере текущей необходимости.

«Святые каноны – это святые догматы веры, применяемые к жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению повседневной жизни святых догматов» (прп. Иустин Попович).

Ещё можно привести слова архиерейской присяги, которую произносит ставленник во епископа при поставлении - это тоже из Предания Церкви:
– "Обещаю выполнять и охранять каноны святых апостолов и семи благочестивых вселенских, поместных соборов, а также правила святых отцов. Все, что они приняли и я принимаю, а что они отвергли – и я отвергаю. Еще обещаю, что буду неизменно хранить церковные предания, святые уставы и все чины святой кафолической восточной православной церкви".
Новаторство в области канонов и Священного Предания всегда определялось как модернизм или обновленчество.

прп. Иустин Попович).

лично я поэтому и не читаю новых богословов, своими мудрованиями внесших сумятицу в догматическое богословие и практическую жизнь. Догматы (по митр.Макарию) - это истины веры, т.е. это то, во что нужно верить, чтобы спастись. А каноны - это истины деятельности, т.е. это то, что нужно делать, чтобы спастись.
По поводу канонов можно сказать, что при некоторых обстоятельствах возможно их не соблюдение:"Во время ереси, по необходимости, не всё бывает непременно по Правилам,установленным во время мира" (прп. Феодор Студита)

о развитии догматов. Преподобный Викентий Леринский: «Предание,говорит апостол, сохрани, то есть талант веры вселенской сбереги в целости, неповреждённости. Что тебе вверено, то пусть, остаётся у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, чтобы вместо золота подставлял ты нагло и через обман свинец или медь; не хочу золота по виду, давай его натурой. … Может быть, поэтому скажет кто-нибудь, что в Церкви Христовой не должно быть никакого преспеяния религии? Оно непеременно должно быть и притом величайшее. Кто так завидлив к людям и ненавистлив к Богу, что решится отвергать это? Только преспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не переменою веры. Преспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам по себе, а перемена - в том, когда что нибудь перестаёт быть тем, что оно есть и превращается в другое. Итак пусть возрастает и до самой высшей степени преспевает с течением лет и веков понимание, разумение, мудрость как каждого христианина, так и всех вместе , - как одного человека, так и всей церкви, но только — в том же роде, т. е. В одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания. Религия - дело души, пусть уподобляется в этом отношении телам. С приращением лет тела раскрывают и развивают члены свои; однако остаются теми же, чем были. Цветущая пора детства и зрелый возраст старческий между собой весьма различны; однако стариками делаются те же самые, которые прежде были детьми, так что, хотя рост и наружность одного и того же человека изменяется, тем не менее природа его остаётся неизменна, личность его остаётся одна и та же. Члены у младенцев не большие, у юношей больше, однако — те же самые. Сколько членов у малюток, столько же у взрослых; и если что прибавляется с течением лет, то всё это существовало уже прежде в зародыше, так что потом в старцах не обнаруживается ничего нового, чего не таилось бы уже прежде в детях … Этому же закону преспеяния необходимо должно следовать и догматическое учение (dogma) христианской веры, пусть, то есть, оно с годами окрепляется, со временем разширяется, с веком возвышается, но остаётся нерушимым и неповреждённым, целым и совершенным во всех подразделениях своих, - без малейшей, следовательно, при этом перемены, без всякой утраты в своём содержании, без всякого изменения своих определений … »
У модерниста А.Меня я выделил красным цветом то, что как мне кажется не противоречит принципу преспеяния (усовершимости, развития) истин вероучения
+++

  • 1