Мои протестантствующие оппоненты с "consensus patrum", которые утверждали, что "учение о семи церковных таинствах -католический догмат" заставили меня обратиться к первоисточникам своих ложных установок. Одним из таких источников является книга игумена Илариона (Алфеева), нынешнего митрополита Волокаламского.
Глава VIII Таинства.. Жизнь в таинствах.
В этом разделе о.Иларион без каких-либо предисловий сходу заявляет: "что учение о семи таинствах, содержащееся в учебниках по догматическому богословию, заимствовано из латинской схоластики"
www.wco.ru/biblio/books/alfeev2/Main.htm
То есть о.Алфеев таким образом полностью отвергает соборное мнение не только русских богословов 19-го века и Святейшего синода, но и мнение восточных патриархов. То есть мнение всей Вселенской Церкви, считая его латинским.
Более того, о.Алфеев приводит своеобразное исповедание таинства Причащения, которое так же не соответствует православному исповеданию. Так, о.Иларион пишет: "В будущем веке "вещество" таинства уже не нужно, и
человек причащается не Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, но самого
Христа непосредственно". Это утверждение не верно, так как
уже и в сем веке человек причащается
самого Христа непосредственно. Ибо по
учению Церкви Христовой Господь «присутствует в сем таинстве не одним телом своим и кровию,
но всем существом, то есть и душею своею,
которая нераздельно соединена с Его телом, и самым божеством своим, которое ипостасно и
нераздельно соединено с Его человечеством: посему то и выразился Спаситель: «ядый
мою плоть и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем". Св.Ефрем Сирин: : «Он весь вселяется во всех
нас» (митр.Макарий т.2, стр.400)
Далее о.Алфеев пишет: "На пасхальном богослужениии мы молимся: "подавай нам
истее (полнее, совершеннее) Тебе причащатися в невечернем дни Царствия
Твоего". Тем самым мы исповедуем, что в небесном отечестве, in patria, мы
чаем еще более полного, еще более тесного единения со Христом. Но пока мы in
via, в странствии, на земле, мы нуждаемся в видимых
знаках Божьего присутствия: поэтому мы приобщаемся к Божественному естеству
через воду, насыщенную Богом, через хлеб и вино, напоенные Им". Это мнение так
же не православно. Оно противоречит
соборному мнению восточных патриархов, которые
учат, что в «сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус
Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих
таинствах …, и не через проницание хлеба, так, чтобы божество Слова входило в предложенный для Евхаристии
хлеб существенно …. но истинно и действительно, так, что по освящении хлеб
претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа …, а вино
претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа. Еще веруем, что
по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и
кровь Господня под видом и образом хлеба и вина (Посл. восточн. патр. Чл.17).
О каких же «видимых знаках Божьего присутствия» рассуждает о.Иларион? Как можно приобщатся Божественному естеству «через
воду» и через «хлеб и вино»? Так учили еретики.
Например, лютеране, которые учили,
что Христос присутствует в таинстве Евхаристии , но только через проницание хлеба
и вина, остающихся в своей неизменности и через невидимое сопребывание с ними
своим телом и кровию, а не через преложение хлеба и вина в тело и кровь.
Говоря же о «видимых знаках Божьего присутствия» о.Алфеев берёт пример с реформатов, которые учат, что хлеб и вино «служат
только символами или знаками тела и крови Христовой» (митр. Макарий, "Православно-догматическое богословие" т.2, стр.
385).
Таким образов в исповедании о.Алфеева содержится синтез двух
протестантских исповеданий (лютерано-реформатский) и ещё пока не известного исповедания, которое
ложно учит о непосредственном причащении Христа только в будущем веке .