?

Log in

No account? Create an account
свеча

Православие (orthodoxy)

Dogmatics

Previous Entry Share Flag Next Entry
Неодинаковый взгляд расколоучителей на массовые самосожжения
свеча
ruslanvolg
Религиозно-философское основание самосожжению создал еще
протопоп Аввакум. Он первым одобрил «гари» (т. е. самосожжения) как акты мученичества, а саму «огненную смерть» представил как блаженную смерть праведников, освобождающую от боли и страха. Своих сподвижников он уверял в том, что самовольно вошедший в огонь мученик обязательно увидит Христа и «ангельские силы с ним», которые «емлют души те от телес, да и принесут ко Христу, а Он, Надежа, благословит и силу ей подаст божественную». Позднее взгляды Аввакума на «огненную смерть» как на средство достижения райского блаженства были не только усвоены, но и усилены другими идеологами старообрядчества – Семеном Денисовым, Иваном Филипповым, Петром Прокопиевым. 

Таким образом, смерть праведника в огне считалась великим благом, объявлялась «легко»” и противопоставлялась «лютой», мучительной смерти грешника. А ведь еще со святоотеческих времен считалось, что «легкая» смерть – та, за которой душу ожидает вечное блаженство, зато за «лютой», тяжелой смертью должны последовать адские мучения. Точно так же трактовалась и спасительная, очищающая сила огня. Так, в духовных стихах «огненная река» предстает как сила, помогающая праведникам-самосожженцам переправиться в рай:

Идут они ровно по-суху и ровно по-земле,
Огнем их, пламенем лице не пожирает.

Необходимо также сказать, что представители официальной Церкви, резко осудившие самосожжения, толковали их диаметрально противоположно – как «лютую» смерть, «бесовское дело», действие, обрекающее душу на вечную гибель.

Впрочем, и в среде старообрядцев не было единства в отношении к самосожжениям.
Одним из наиболее последовательных обличителей «огненной смерти» стал инок Евфросин (2-я пол. XVII в.), который в своем «Отразительном писании о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» приравнял ее к самоубийству, влекущему за собой церковное проклятие. Следовательно, самосожжение, да еще совершенное с радостью, – это греховное деяние, ибо человек покушается на Божию волю и сам выбирает свой смертный час.
http://www.vinograd.su/education/detail.php?id=43195